Начальник психологической лаборатории ИК-31 Елена Бахчева рассказала в интервью журналистам о службе в уголовно-исполнительной системе

12.03.2022

8 марта мир отмечал всеми любимый весенний праздник – международный женский день. Как известно женщины в современном мире – не только хранительницы домашнего очага, а еще и представители самых разных профессий, в том числе таких, которые многим кажутся совершенно не женскими. 12 марта свой профессиональный праздник отмечают работники уголовно-исполнительной системы России. В Усть-Вымском районе функционирует исправительная колония № 31. Поскольку в этом учреждении отбывают наказание осужденные женщины, то и немалая часть работников – около половины – тоже женщины. Начальник психологической лаборатории ИК-31 Елена Бахчева в беседе с корреспондентами и пресс-службой УФСИН рассказала не только о службе, но и, как психолог, дала ценные рекомендации молодым людям, как найти себя в жизни.

– Елена, расскажите о себе: где росли, о чем мечтали в детстве, что повлияло на ваше решение связать жизнь со службой в УИС?

– Я родилась и выросла в небольшом городке Республики Коми под названием Емва. Я стала первым и единственным человеком в своей семье, который  решил, что свяжет свою жизнь со службой. С раннего детства мечтала о том, что моя работа будет связана с людьми. Помню, как в 7 классе наш школьный психолог проводила профориентационное тестирование, по результатам которого провела со мной беседу. Было ясно – работа с людьми, это то, где я смогу себя найти и реализоваться как специалист. Так и пошло, что после разговоров с психологом школы, родителями и классным руководителем, мною было принято устойчивое решение – хочу помогать людям. Меня всегда интересовали внутренние причины того или иного поведения людей в разных ситуациях. Так я и пришла к профессии психолога.

Желание связать свою жизнь со службой в УИС произошло по стандартному, кажется, сценарию. Обучаясь в 10 классе, к нам в школу пришли сотрудники одного из учреждений Княжпогостского района, которые рассказали о том, что существуют еще и ведомственные ВУЗы. Достаточно подробно рассказали о специальностях, которым обучают в ведомственных ВУЗах, в том числе о преимуществах обучения. Вот в тот самый момент мною и было принято решение – буду поступать в Вологодский институт права и экономики ФСИН России на факультет психологии. И спустя практически 9 лет я могу сказать, что это было одно из ключевых и лучших решений моей жизни.


– Давно ли Вы служите? Как Вас встретили в колонии сотрудники, осужденные? Как прошли первые дни работы?

– После окончания института в 2018 году я была направлена для прохождения службы в ФКУ ИК-31. В данный момент идёт четвёртый год службы. Как сейчас помню первые рабочие дни в учреждении. Волнение, трепет, но вместе с ним нескончаемый по сей день энтузиазм и желание выполнять свою работу качественно. Конечно, по окончании института, как со стороны осуждённых, так и личного состава учреждения, мне, как психологу, требовалось заработать авторитет. Представьте: психолог, это профессия, где люди тебе открываются, прорабатывают с тобой личные проблемы и переживания. А кто раскроет свою душу совершенно новому, молодому специалисту? На это потребовалось время. Не то чтобы я намеренно старалась войти в доверие как к сотрудникам, так и к осуждённым, я просто планомерно выполняла поставленные передо мной, как перед психологом, задачи – оказывала психологическую помощь вновь прибывшим осуждённым, проводила психодиагностические обследования кандидатов на службу в УИС. Так и был приобретён мой первый практический опыт. И, как оказалось, результат не заставил себя долго ждать. Сейчас я чувствую, что барьеры между мной и людьми, с кем я работаю, отсутствуют. А это не может не радовать, я бы даже сказала, что это в своём роде положительная оценка своего труда.

– Расскажите, чем занимаются психологи в колонии, каковы их задачи, какие проблемы они решают?  

– Работа психолога в исправительном учреждении очень объемная и интересная. Если кратко, то основные задачи психолога – это сопровождение спецконтингента и личного состава, в которые входит диагностика, консультирование, психокоррекция. Так, например, в работе с осуждёнными психолог оказывает специализированную помощь всем вновь прибывшим осуждённым, помогая справиться со стрессовыми состояниями и дезадаптацией. На этапе основного срока отбывания наказания, мы, как правило, работаем по различным запросам осуждённых. Например, спецификой работы психолога нашего учреждения являются запросы по теме детско-родительских и семейных отношений. Осуждённые женщины всегда идут с надеждой и доверием к психологу, с целью получения помощи  в сложившейся ситуации в общении с детьми или супругом. Не мало важен фактор оказания помощи осуждённым, готовящимся к освобождению, посколько проведённое в исправительном учреждении время оставляет определенные отпечатки на психике человека. Здесь психолог, что называется, готовит и настраивает осуждённого к жизни на свободе. Вместе с этим, психолог работает и с личным составом, и психологическое сопровождение данной категории лиц начинается с начала их трудоустройства. Каждый кандидат на службу проходит психодиагностическое обследование у нас. В рамках данной работы мы выявляем  психологические особенности человека, разговариваем с ним об особенностях предстоящей службы, выявляем основную мотивацию к службе. Далее, после того, как новоиспеченный сотрудник принят на службу, психолог обязательно отслеживает динамику его адаптации, помогая развить необходимые для этого навыки, такие как стрессоустойчивость, самоконтроль и т.д. Остальные категории сотрудником, в том числе гражданский персонал, регулярно проходят психодиагностическое  тестирование, где мы отслеживаем и знакомим сотрудников с особенностями их личности, с выявленной динамикой психологической структуры человека. Широко распространена работа психолога по сплочению коллектива, развитию профессионально-важных качеств сотрудников. В общем, поле для работы психолога и творчества огромное. Вдобавок хочется отметить, что кроме указанного, психолог в учреждении занят изучением и контролем социально-психологических явлений как в среде осуждённых, так и в коллективе сотрудников. Это крайне ответственная и значимая работа не только для самого психолога, но и для учреждения в целом. Ведь в случаях выявления тех или иных негативных тенденций в среде осуждённых или коллективе сотрудников, психолог совместно с руководством учреждения своевременно применяет превентивные меры по недопущению осложнений психологического климата в учреждении и сохранению работоспособной, эффективной и психологически здоровой обстановки.

 

– За непродолжительное время вы стали начальником психологической лаборотории в учреждении. В чем ваш секрет успеха?

– В этом вопросе отдельно хочется выразить благодарность своим руководителям, которые в своё время поверили в меня и доверили руководство психологической лабораторией учреждения. Я чувствую, что это стало побудительной силой для дальнейшего профессионального роста. Секретов никаких нет – трудолюбие и энтузиазм, желание выполнять свою работу грамотно и качественно. Ничего больше. Как я уже говорила, с первых рабочих дней я с трепетом и стремлением к лучшему подхожу к вопросу службы. Ведь, согласитесь, профессиональная деятельность – это одна из основных и важнейших сфер жизни любого человека. И пускай результаты работы психолога не всегда осязаемы, но обратная связь, которую я получаю от осуждённых или от сотрудников, говорит мне о том, что я движусь в правильном направлении. По своему характеру я человек очень подвижный, это отражается и на работе.

Для меня страшно представить, что такое стоять на месте. Ведь стоять на месте, не стремиться к новым победам, к улучшению настоящего положения или повышению своей квалификации – это равно профессиональное выгорание. А будучи психологом, я совершенно точно могу сказать, что это одна из самых невозвратных точек для эффективного выполнения рабочих задач и в целом получения удовлетворения от своей профессиональной деятельности. Потому я зачастую ставлю себе конкретные цели на короткий или более продолжительный срок. Принимаю участие в конкурсах профессионального мастерства, проявляю инициативу в разработке новых программ по работе с осужденными и сотрудниками. Кроме того, работа психолога – это ведь ещё и творчество. Именно поэтому я пробую себя в разных направлениях психотерапевтического консультирования, ищу новые и интересные методы работы, которые будут не только эффективны в своём предназначении, но и интересны для людей, с которыми я работаю.

– Какими достижениями в службе вы гордитесь?

– За 4 года службы я успела попробовать себя дважды в конкурсе профессионального мастерства «Лучший психолог УИС». В настоящий момент моим главным достижением является выход в финал конкурса и победа  (второе место, первая тройка признана победителями) на всероссийском уровне среди психологов УИС в 2020 году. Но это, что называется, официальный повод для гордости. Кроме того, я очень горжусь тем, что смогла получить доверие среди лиц, с кем мне случается работать. Ведь получение обратной связи - это как раз то, что ежедневно мотивирует меня идти вперёд и развиваться в практическом направлении дальше.

– Елена, вы не только профессионал своего дела, но и очаровательная женщина. Неудивительно, что вы стали участницей прошедшего в республике конкурса красоты «Леди в погонах». Расскажите, интересно ли было участвовать в таком конкурсе? Как вам удается при такой напряженной работе поддерживать внутреннее состояние, внешний вид? 

– Спасибо большое! Да, конечно, неоспорим факт – женщинам в УИС может быть чуть сложнее. Как минимум по причине разделения и несогласованности ведущих ролей женщины, таких как хороший специалист, и хорошая жена и мать. Однако я довольно часто и себе, и сотрудницам нашего учреждения стараюсь напоминать, что жизнь – это не только служба. Мое личное мнение: женщина обязательно должна иметь отвлеченные от службы (где присутствует форма, устав, строгий регламент) занятия. Ведь это не только украшает повседневность будней, но и опять-таки является одной из форм профилактики профессионального выгорания. Именно с такой мотивацией я и откликаюсь на организуемые внеслужебные мероприятия.

Участие в конкурсе «Леди в погонах» – колоссальный опыт. Нестандартный, непривычный, волнующий. Никогда прежде я не принимала участия в подобного рода мероприятиях и, честно сказать, изначально отнеслась к нему довольно скептически. А зря! Ведь именно в момент проведения онлайн голосования я почувствовала, насколько дружный у нас коллектив, причём коллектив не только учреждения. Было приятно осознавать, как сотрудники УИС нашего территориального органа поддерживают всех участвующих девушек, служащих в УИС. Как говорили ведущие конкурса, голосование проходило не только в рамках нашей республики, а ещё из разных уголков нашей большой страны. Масштабы были удивительны. Вместе с этим я вижу ещё и другой подтекст: голосовавшие, наблюдая за тем, как молодые девушки успевают и нести службу, и участвовать в масштабных, красивых, подчеркивающих женственность мероприятиях, могут проявить интерес к службе той или иной системы. Такая позитивная и красивая популяризация, возможно, привлечёт новых кандидатов на службу.

 

– В начале разговора Вы рассказали об обучении в Вологодском институте права и экономики ФСИН России. Что вспоминаете о курсантской жизни? Что дает молодому человеку обучение в ведомственном ВУЗе, в чем преимущество таких учебных заведений перед гражданскими? Как вы считаете, каждый ли человек может служить в этой системе? Что можете посоветовать молодым людям, которые стоят перед выбором профессии?

– Курсантские годы я вспоминаю с особым трепетом и словами благодарности ко всем наставникам, кто принимал участие в нашем воспитании, взрослении, становлении нас как личностей. Девизом Вологодского института права и экономики было - «ВИПЭ-Школа жизни». И я абсолютно точно подписываюсь под этим девизом! Убеждена, что такой школы, как в ведомственном ВУЗе, я бы не получила нигде.

Представьте: девушка, 18 лет, только окончила школу, и практически сразу же переодевается в служебные ботинки и форму, учит устав и начинает ходить строевым шагом. Конечно, первый курс для многих (особенно девушек) – переломный момент. Жизнь поворачивается на 180 градусов. Теперь ты и только ты ответственен за все, что происходит с тобой в жизни. Здесь и взращивается в тебе ответственность, исполнительность, сила духа и характера. Все те качества, которые так нужны и важны для прохождения службы по окончанию института.

Я, как и все мои одногруппники, не знаем, что такое прогулять пару, не прийти на занятие, уйти пораньше. Необходимо строго соблюдать устав. Но вместе со всем этим в институте я познала, что такое сплоченность, коллективизм, настоящая дружба и помощь.

Отличие от гражданских ВУЗов колоссальное. Ведь как я уже сказала, в ведомственном учебном заведении мы не только учимся, мы служим. Заступаем в наряды, принимаем участие во внештатных коллективах, такие как рота почетного караула, оркестр или ансамбль барабанщиц, принимаем участие в научной исследовательской деятельности. Все это – не что иное, как патриотическое воспитание, воспитание духа и самодисциплины.

Вместе с этим хочу отметить, что дружба, которая складывается в ведомственном ВУЗе, это не просто дружба. Это совместное эмоциональное проживание как тягот, так и празднеств, оказание помощи и бесконечная поддержка в минуты уныния. Здорово, что многие, с кем складывались дружеские отношения в институте, до сих пор сохранены. Более того, благодаря институту, у меня есть много друзей и знакомых с разных уголков нашей большой страны. Мы никогда не прочь помочь друг другу в нашей общей профессиональной деятельности, а это бесценный дар.

Каждый ли сможет служить в УИС? Думаю, нет. Ведь не зря при подборе кандидатов на службу, мы, психологи, обращаем внимание на основную мотивацию к службе и особенности психической структуры личности. Первоочередным должно быть искреннее желание посвятить себя службе. Какими бы высокими качествами человек не обладал, но если он испытывает страх или тревогу по отношению к служебной деятельности, то, соответственно, результаты работы не станут эффективными настолько, какими бы могли быть. Именно поэтому желание служить в УИС для меня лично – это основной критерий оценки того, сможет ли человек служить, или нет.

А молодым людям, определяющимися с выбором профессии, я могу сказать только одно – отталкиваться нужно от своих истинных желаний, предпочтений и сознания того, к чему его «тянет», к чему есть склонности и какие способности быстрее других развиваются. Кстати, в этом вопросе, как я уже говорила ранее, мне очень помогла профориентационная работа и беседа со школьным психологом. Отмечу, как показывает практика, многие из тех, кто шли на ту или иную специальность только потому что это модно, престижно или денежно, не находят себя после окончания учебного заведения. Нет энтузиазма, желания, того самого огня в глазах. Именно поэтому очень важно с подросткового возраста развивать своё самосознание, умение слушать себя и свои стенные желания.

Отдельно для тех, кто имеет желание поступать в ведомственный ВУЗ, я хочу сказать – не стоит ничего бояться. Все мои одногруппники, кто прошли эту «школу жизни», по настоящий день очень благодарны ей. Именно там в 18 лет мы стали финансово независимы от родителей. Именно там из нас вырастили настоящих специалистов. Именно там мы стали настоящими взрослыми.


Пресс-служба УФСИН России по Республике Коми


Поделиться:

Дата последнего обновления: 12.03.2022 23:20

архив новостей

« Март »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
  2023 2022 2021  
ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ Напишите нам электронное письмо

Телефон доверия

Направить сообщение во ФСИН России через Госуслуги
Решаем вместе